Тестирование в сфере образовательных услуг
Работникам высшего образования хорошо известны насущные проблемы в условиях их деятельности:
- общественно низкая значимость труда, выражающаяся в презрительной кличке "бюджетник";
-
отсутствие непосредственного влияния уровня образования на надежды, связанные с будущим жизненным успехом студента;
-
профанация идеи платного образования, поставившего преподавателя в зависимость от милости студента-"платника" (рис. 16.6);
- предельное повышение нагрузки и т.д. и т.п.
В этих условиях "головная боль" не покидает несчастного преподавателя весь день такой его благородной, творческой и гуманистической деятельности.
Понимая преходящий характер исторических трудностей, мы спешим на помощь. Мы хотим хоть как-то снизить психологическую нагрузку доцента-профессора, дать ему простой и ясный механизм для формализованного, единственно верного принятия разнообразных решений. Помочь хотя бы при проведении тестирования, в том числе – в период экзаменационной сессии.
(Мы не собираемся строить систему принятия решений. Мы освещаем и без того светлые идеи дяди Рамзая.)
Рис. 16.6. В защиту платного образования
Ограничим факторное пространство для создания базы знаний следующими событиями:
А = {множество студентов, согласно списка группы}; В = {студент-"бюджетник", студент-"целевик", студент-"платник"}; С = {множество тестов, упорядоченных по невозрастанию сложности} D = {множество возможных баллов, получаемых студентами на прошедшей ранее аттестации}.
Множество принимаемых решений по тестированию студента:
- Какой по сложности тест предложить студенту (в заданной точке факторного пространства) первым?
-
Что делать, если он: а) ответил правильно, б) ответил неправильно? Указывает ли это на то, какую стратегию опроса продолжать далее?
Здесь три возможности:
- закончить тестирование;
- продолжить тестирование в сторону повышения сложности тестов;
- продолжить тестирование в сторону понижения трудности тестов.
-
Какая оценка должна быть зафиксирована в зависимости от обрабатываемой точки факторного пространства и от результата тестирования?
Представляется, что адекватная логическая нейронная сеть является однослойной. Однако длительный процесс тестирования диктует необходимость обратных связей (подобно системе диагностики). Действительно, если вы нечаянно задали студенту-"платнику" трудный тест, вам на это должны мягко, но непреклонно указать. Система может с помощью обратной связи снизить допустимую сложность теста на входе, потребовать смены теста. Аналогично, в этом же случае она должна ограничить ваше рьяное стремление докопаться до истины и оценить знания по заслугам.
Несомненно, стратегия тестирования успевающего студента должна отличаться от стратегии тестирования "середнячка". И т.д. и т.д.
Как видим, подобная СПР не только позволяет скрыть за формальной оболочкой наши вынужденные неправедные действия, но и значительно поднять настроение философским отношением к действительности.